Рынок подержанных машин постепенно оживает: по данным аналитической компании «Автостат», в первом квартале 2016 г. в России было продано 1,12 млн бывших в употреблении автомобилей, что на 6,1% больше показателей за аналогичный период прошлого года. При этом самое заметное оживление аналитики компании отмечают в сегменте кроссоверов, где рост спроса на отдельные модели достигает 40%. При этом спрос на исконно российские кроссоверы растет меньшими темпами, но они все равно остаются безусловными лидерами рынка.
Lada 4×4
• Продано в I кв. 2016 г., тыс. шт.: 22,8
• Динамика к I кв. 2015 г.: + 0,3%
Внедорожник Lada 4×4 выпускается уже 37 лет и пользуется отменным спросом не только на первичном рынке. Парк этих машин огромен, а спрос на вторичном рынке полноприводников велик даже несмотря на небольшой выбор комплектаций. Кроме трехдверной существуют и более вместительные пятидверные версии, но их количество на рынке сравнительно мало. На фоне современных кроссоверов машину можно назвать уникальной: отменная геометрия кузова и серьезная полноприводная трансмиссия с понижающей передачей и блокировкой межосевого дифференциала ставят ее в ряд настоящих внедорожников. С конвейера сходят машины с гидроусилителем руля и ABS, но подушек безопасности не предусмотрено, да и двигатель только один – мотор классического семейства объемом 1,7 л мощностью 83 лошадиные силы. Осовремененных городских версий Lada 4×4 Urban с измененной внешностью и расширенным списком оборудования на вторичном рынке пока немного.
Chevrolet Niva
• Продано в I кв. 2016 г., тыс. шт.: 15,6
• Динамика к I кв. 2015 г.: + 15,6%
Более современная Chevrolet Niva вазовского производства всегда была самой популярной моделью американского бренда. Сегодня это единственная массовая модель марки Chevrolet в России. Технически пятидверный внедорожник марки Chevrolet во многом повторяет конструкцию Lada 4×4, но внешне и внутри эта машина выглядит современнее, а список оснащения у нее гораздо шире. Например, покупателям предлагаются электропакет, складывающиеся по частям задние сиденья, подогрев передних сидений, кондиционер и фронтальные подушки безопасности. Умеренная цена и хорошая проходимость обеспечивают модели стабильный спрос и постоянный прирост парка, а завод GM-Avtovaz периодически предлагает новые комплектации и спецверсии внедорожника.
Toyota RAV4
• Продано в I кв. 2016 г., тыс. шт.: 8,3
• Динамика к I кв. 2015 г.: + 36,1%
Именно RAV4 сделал массовой концепцию «легкового» полноприводника – компактной машины с внедорожной внешностью, упрощенной трансмиссией и подключаемым электроникой полным приводом, либо вообще без такового. В России RAV4 любят, начиная с модели первого поколения, но больше всего на вторичном рынке продается машин третьей генерации, выпускавшихся с 2006 по 2012 годы. На наш рынок поставлялись машины с моторами объемом 2,0 и 2,5 л, а также дизельные версии, которые пользовались ограниченным спросом. Сейчас в Россию привозят модель четвертого поколения, которая стабильно входит в число лидеров рынка кроссоверов. Новый RAV4 предлагается в семи комплектациях с двухлитровым бензиновым мотором (150 л.с.) и любыми комбинациями МКП, вариатора, передне- и полдноприводной трансмиссии. Альтернатива – дизель 2,2 л (150 л.с.) или бензиновый 2,5 л (180 л.с.), каждый из которых комплектуется гидромеханической АКП и полными приводом.
Toyota Land Cruiser
• Продано в I кв. 2016 г., тыс. шт.: 7,8
• Динамика к I кв. 2015 г.: + 24%
Флагманский внедорожник японской компании – один из традиционных фетишей рынка с конца 1990-х. «Двухсотка», появившаяся в 2007 г., всегда была самым популярным полноразмерным внедорожником, а год назад Land Cruiser 200 впервые оказался в топ-25 и стал первым из бестселлеров российского рынка стоимостью более 3 млн рублей. В начале 2016 г. уже обновленная модель вновь очутилась в списке самых популярных. Причем сейчас базовая версия внедорожника продается символически дешевле 3 млн, благодаря чему не входит в список роскошных автомобилей, с владельцев которых взимается повышенный налог. На выбор предлагается шесть комплектаций, включая пяти- и семиместные версии. Выбор двигателей ограничен двумя агрегатами: дизелем 4,5 л (249 л.с.) и бензиновым мотором 4,6 л (309 лошадиных сил).
Toyota Land Cruiser Prado
• Продано в I кв. 2016 г., тыс. шт.: 7,3
• Динамика к I кв. 2015 г.: + 26,1%
Land Cruiser Prado брутальнее, но дешевле старшего Land Cruiser, поэтому почти не отстает от него по результатам продаж. На рынке много моделей и нынешнего, и предыдущего поколений, которые технически и конструктивно довольно похожи. В отдельные месяцы спрос на Land Cruiser Prado был так высок, что модель попадала в топ-25 бестселлеров российского рынка. Прошлым летом модель обновилась, и спрос на новые машины резко вырос, увеличилась и доля Land Cruiser Prado на рынке подержанных внедорожников. В ассортименте машины нынешнего поколения есть шесть комплектаций, включая семиместные исполнения, и три двигателя объемом от 2,7 до 4,0 литра.
Nissan X-Trail
• Продано в I кв. 2016 г., тыс. шт.: 6,4
• Динамика к I кв. 2015 г.: + 24,8%
Кроссовер третьего поколения на рынке сравнительно недавно, а самым ходовым на вторичном рынке является машина второй генерации, которая выпускалась в период с 2007 по 2014 годы. Как и Toyota RAV4, модель оснащалась двумя бензиновыми двигателями (2,0 и 2,5 л), а также дизелем объемом 2,2 литра. Альтернатива МКП – вариатор. Нынешний X-Trail вышел на рынок в начале прошлого года, а сейчас в России предлагается уже локализованный автомобиль питерской сборки. X-Trail носит статус одной из ключевых моделей Nissan на российском рынке и предлагается в пяти комплектациях с двумя бензиновыми (144 и 171 л.с.) и одним дизельным двигателем (130 л.с.), в передне- и полноприводном исполнении. Базовая бензиновая версия и машина с дизелем оснащается механической коробкой, все остальные модификации – вариатором.
Honda CR-V
• Продано в I кв. 2016 г., тыс. шт.: 6,4
• Динамика к I кв. 2015 г.: + 14,1%
Представительство Honda практически свернуло деятельность в России, но на рынок подержанных машин это не повлияло. Кроссоверы CR-V разных поколений крепко конкурируют и с Toyota RAV4, и с Nissan X-Trail, а большая часть машин на рынке – это паркетники третьего поколения, выпускавшиеся с 2006 по 2011 годы. В России эта модель продавалась с двумя бензиновыми моторами объемом 2,0 и 2,4 литра. Немало предложений и на CR-V четвертого поколения, которая вышла на рынок в 2012 г. и продолжает завозиться дилерами по индивидуальным заказам клиентов. Модель 2016 модельного года оснащается теми же моторами и адаптированной для России подвеской.
Nissan Qashqai
• Продано в I кв. 2016 г., тыс. шт.: 5,7
• Динамика к I кв. 2015 г.: + 45%
В 2007 г. Qashqai произвел настоящую революцию на рынке кроссоверов, фактически создав новый сегмент небольших семейных паркетников и оттянув покупателей у более крупных моделей традиционной конструкции. Большинство машин продавались в недорогих комплектациях с передним приводом и вариатором. Предлагалось два бензиновых мотора объемом 1,6 и 2,0 л и два типа кузова: стандартный пятиместный и удлиненный семиместный. С конца 2013 г, на рынке представлен Qashqai второго поколения, который был построен на новой платформе, но сохранил прежнюю идеологию. В России продается локализованная модель с немного иной подвеской. Альтернативой двухлитровому мотору стал турбодвигатель объемом 1,2 литра.
Mitsubishi Outlander
• Продано в I кв. 2016 г., тыс. шт.: 5,2
• Динамика к I кв. 2015 г.: + 27%
Outlander на вторичном рынке представлен моделями второго и третьего поколений. Второй Outlander продавался в период с 2005 по 2012 гг., третий вышел на рынок в 2013 г. и стал в России одним из самых ходовых в своем сегменте. В кризис цены на модель менялись не слишком значительно, и сейчас Outlander остается самым большим и одним из самых доступных компактных кроссоверов. Обновленная в прошлом году модель предлагается в шести комплектациях, причем базовые версии могут быть и переднеприводными. Вместо традиционного «автомата» – вариатор. Помимо двухлитрового двигателя предлагаются агрегаты объемом 2,4 л, а на вершине гаммы – версия Sport с мотором V6.
По материалам издания Autonews.ru